dk: (4)
[personal profile] dk
Самому удивительно, но со времён Шпицбергена прошло уже два года. А вспоминается - как будто пару месяцев назад, может, потому, что разительно отличалось от всех мест, где я раньше был? Или из-за какого-то особо чистого воздуха, в котором видно бывает километров на 70?.. Так или иначе, ровно два года назад имел место особенный для меня день - впервые за два месяца, считая с Нового года, я наконец-то снова увидел Солнце. И произошло это на первой нашей большой экскурсии всей группой - за 60 км на юг, в норвежский вахтовый посёлок Sveagruva, или, по-нашему, Свея.

Рискну напомнить, что на широте 78° полярная ночь - это не фунт изюму, в начале января светать даже и не думает, если в 12 часов дня (что на долготе Лонгьира очень близко к реальному астрономическому полдню) выйти в такое место, где нет никакого искуственного освещения - после того, как глаза привыкнут к темноте, становится видно, что с юга небо чуть-чуть светлее. На широте Москвы летней ночью заря со стороны севера видна гораздо лучше. Первый естественный свет на верхушках гор начинает появляться ближе к концу февраля, а солнце в самом Лонгьире случается первый раз в году аж на 8 марта. Вылезти куда повыше до конца февраля мне так и не случилось, да и погоды в это время стояли преимущественно пасмурные. Так что когда я узнал, что в учебный план курса "Методы полевых исследований в полярных странах" входит полноценная экскурсия в Свею на целый день, надежда увидеть наконец наше светило "хотя бы не последним в городе" вновь забрезжила. :) Более того, это был первый раз, когда я увидел Шпицберген за пределами посёлка, и там тоже было на что посмотреть. Итак, утром 6 марта 2009 года мы собрались в техническом отделе универа, облачились в боевые костюмы пингвинов и оседлали наших снежных скакунов.

Универские снегоходы почти готовы к бою. День обещает быть прекрасным.

Подъезжаем к горе Тильберга - перевалу между долинами Тудален и Гангдален. Кажется, уже скоро...

...вот оно! Наконец! Встаём на перевале всей группой и минут 10 просто фтыкаем.

Дальше - Гангдален и конечные морены ледника Тильберга, спускающиеся к самому дну долины...

...и нетронутые снега по её бортам.

Вскоре долина расширяется, мы подъезжаем к широкой поперечной долине Рейндалена...

...а сзади висит над горизонтом луна и пасутся олени.

У входа в Рейндален становимся на перекур у избушки Sørhytta. Солнце сквозь тонкие облака на том борту долины показывает настоящее волшебство - вся эта феерия ещё и движется!

Долина Рейндалена широкая и плоская, разгоняемся до 50-60 км/ч, тут становится не до съёмки. Пересекаем долину, проходим причудливые холмы морены и въезжаем на здоровенный ледник Слакбреен, по которому тоже можно неплохо погонять. Слева и справа пролетают склоны гор, впереди всё ближе нижняя граница облака - наконец, мы в него въезжаем...

...и выезжаем. Трасса промаркирована и, вдобавок, изрядно накатана, так что заблудиться здесь в тихую погоду сложно.

Пройдя водосборное плато, дающее начало сразу нескольким ледникам, выезжаем к действующей шахте Свеи - она в нескольких километрах от посёлка. Прослой угля здесь не очень мощный - первые метры, и залегает почти горизонтально, так что снаружи лишь некоторые технологические строения шахты.

Время от времени делаем передышки, и преподы устраивают нам экскурсы в геологию, географию и историю окружающих мест.

Наконец, мы в посёлке. Живёт здесь около 200 человек, вахта постоянно сменяется; многие ездят из Лонгьира - туда чуть ли не каждый день летает самолётик, а зимой можно и на снегоходе. По пути нам рассказывали про безумного шахтёра, проделавшего путь из Лонгьира в Свею за 40 минут.

Вообще посёлок сий возник ещё в начале ХХ века, как и большинство угольных шахт Шпицбергена, и быстро разорился. Изначально он был основан Швецией - что и отражено в названии. Потом, лет через 50, норвеги провели доразведку и обнаружили неподалёку от старой шведской шахты залежи мощностью аж в 5 метров - рекорд для здешней угольной провинции (для сравнения, в Лонгьире мощность прослоя угля составляет от 60 до 150 см, и на этом больше века живёт целый город). Более того, здесь нашёлся не просто уголь, а антрацит (в ходе экскурсии нам говорили, что единственный добываемый в нынешнее время в Европе - видимо, Украину с её Донбассом они за Европу не считают). Посёлок быстренько восстановили, хоть и не стали размещать постоянное население - возят и сейчас из Лонгьира. Но если там угольная отрасль наглухо убыточна и существует в основном для поддержания жизни в городе, то здесь умудряются и по сей день работать с прибылью.

Здесь группа разделяется: одна часть идёт на экскурсию в шахту немедленно, а другая, в которой я и оказался, объезжает окрестные веси - здесь есть несколько объектов, служивших дипломными проектами студентов и аспирантов UNIS-а.

Погода, тем временем, сгущается. Здесь видна почти вся жилая часть посёлка. Если приглядеться, на гребне ближайшей горы есть мачты освещения - особо спортивные шахтёры делают туда регулярные забеги.

Мы же неторопливо объезжаем объекты берегозащиты - почему-то её не видно. (не сезон, подумал Штирлиц)

А это - здоровенный углеотгрузочный терминал, почти полностью автоматизированный. Прямо из шахты сюда около 10 км идёт конвейер с углём. Разумеется, работает всё это только летом, когда фьорд Ван Мийена, на котором и стоит Свея, протаивает настолько, чтобы могли подойти сухогрузы.

А вот и выход того самого конвейера на поверхность - теперь наша очередь лезть в шахту. Здесь надо сказать, что есть два пути попадания внутрь, и один другого небанальнее. Здесь - вход в туннель, который идёт 6 км под подошвой ледника Хёганесбреен и попадает сразу в нижнюю часть шахты. Туннель проложен буро-взрывным способом, в нём умещаются конвейер и пространство, достаточное для разъезда двух легковых машин. Излишне упоминать, что вечная мерзлота здесь везде. Второй вариант - по поверхности. Там идёт автодорога, и значительную часть своего протяжения она идёт прямо по срединной морене вышеупомянутого ледника. Излишне упоминать, что ледники имеют свойство двигаться - дорогу постоянно подсыпают, но ведь работает же!

Перед спуском опять-таки облачаемся в белые пластиковые халаты, получаем спасательное оборудование и проходим инструктаж. Нас водил зам.директора шахты, всю жизнь живущий на Шпицбергене и доросший до этой должности от простого шахтёра - на фото он справа. Очень позитивный мужик, отлично знающий инглиш и рассказывающий на нём кучу интересных вещей. Нам бы таких шахтёров!

И вот, наконец, мы внутри. Так крепят своды шахты от обрушения - антрацит, добываемый здесь, весьма хрупок и легко ломается даже в руках.

А этой аццкой дробилкой его аццки дробят.

Кругом суровое оборудование. Гвозди из потолка - опять же, закрепление свода.

И, да, в этой шахте ездят на легковых машинах - вполне аналогичных тем, что на поверхности. Несколько раз нам приходилось даже разъезжаться.

Всё механизировано и автоматизировано, кругом провода, трубы, ленточные транспортёры...

...местами напоминающие БТР из фильма "Чужие".

А этот монстр - собственно, главная рабочая лошадка среди здешних мастодонтов, именно он и рубит уголь. Расположился почти на всю ширину ствола.

А здесь стоит норвежский шахтёр и нажимает на кнопочки. Правда, при нас именно этот комбайн не работал.

Выезжали из шахты через верхний выход, который ведёт к дороге по леднику. Перед выходом на поверхность - шлюзовая камера, неожиданно оказавшаяся весьма высокой. Всё просто - летом сюда попадает тёплый воздух с поверхности, а поскольку мерзлота здесь везде, потолок быстренько начинает таять и осыпаться. Сначала было несколько случаев завалов, пока не додумались сделать такой вот шлюз. Отсюда мы и вышли наружу, где уже были густые сумерки и видимость в пару метров. Обратную дорогу я помню плохо - лучше всего запомнилось, как мы разгонялись на леднике до 70 км/ч, и я яростно держался за скакуна (скачущего, кстати, ещё как), лишь бы не катапультировало на очередном ухабе. То ли из-за темноты и слабой видимости, то ли из-за отсутствия остановок с обзором и раъяснением окружающей обстановки, то ли из-за желания побыстрее попасть домой, обратно добрались чуть ли не в два раза быстрее. Начало освоению просторов Свальбарда было положено - не далее чем через пару дней, не успев залечить синяки на заднице, мы устроили ещё одну вылазку, на сей раз в Баренцбург. Но это уже совсем другая история.

Date: 2011-03-07 01:39 (UTC)
From: [identity profile] bannik0v.livejournal.com
крутоо, чё тут ещё сказать.

Date: 2011-03-07 12:17 (UTC)
ага, там прикольно

Date: 2011-03-07 05:24 (UTC)
From: [identity profile] arseniy-at-home.livejournal.com
крайне гуд

Date: 2011-03-07 12:18 (UTC)
работаем над этим

Date: 2011-03-07 06:12 (UTC)
From: [identity profile] a-gata.livejournal.com
Другая планета :)

Date: 2011-03-07 12:19 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
да уж, какие-нибудь спутники Юпитера на Шпицбергене местами можно снимать почти без грима

Date: 2011-03-07 07:25 (UTC)
From: [identity profile] som.livejournal.com
круто !

Date: 2011-03-07 12:19 (UTC)
спасибо!

Date: 2011-03-07 08:03 (UTC)
From: [identity profile] annum-per-annum.livejournal.com
Здорово, тебе дали возможность поснимать. А у нас бы наверняка сказали, что объект режимный и "нехрен здеся фоткать!"

Вот не знаю, то ли я просто полярную ночь на себе никогда не чуял, но зимой в Москве часто ловлю себя на мысли, что лучше бы и не светало. Как-то уютнее мне зимой в потёмках что ли...

Date: 2011-03-07 12:22 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
Я бы не сказал, что съёмка здесь была приоритетом - штатива с собой не было, да и времени тоже как правило не хватало. Так что нащёлкал хаотически что успел. У нас, кстати, по-разному, видел вполне годные фотки из апатитовых рудников в Кировске, и там явно обошлось без всяких спецразрешений. Тут ещё зависит, с кем идёшь - если сопровождающие не против съёмки, думаю, больше никто не возмутится.

А насчёт полярной ночи - ну можно попробовать приехать в Мурманск в конце декабря, там в это время в полдень именно что лёгкие сумерки.

(no subject)

From: [identity profile] ellome.livejournal.com - Date: 2011-03-07 21:41 (UTC) - Expand

From: [identity profile] evendym.livejournal.com - Date: 2011-03-09 09:36 (UTC) - Expand

Date: 2011-03-07 08:30 (UTC)
From: [identity profile] glacio-cat.livejournal.com
очень красиво!

Date: 2011-03-07 12:23 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
Пасиб) тут немалая часть либо в движении, либо впотьмах без штатива.

Date: 2011-03-07 08:41 (UTC)
From: [identity profile] ardaenna-donna.livejournal.com
Потрясающий репортаж ) Спасибо!
Вообще, как-то не задумывалась, как именно сейчас уголь добывают - понятно, что не руками )), но таких монстров навыдумывали оказывается )

= )

Date: 2011-03-07 12:24 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
Думаю, что у нас сильно попроще (хотя и тоже не руками). Но не специалист, точно не скажу.

Date: 2011-03-07 08:54 (UTC)
From: [identity profile] morita.livejournal.com
етииицкий!красота ж какая!

Date: 2011-03-07 09:48 (UTC)
From: [identity profile] bruevich-mikluh.livejournal.com
ДАДАДАДАД!

Впечатляет

Date: 2011-03-07 10:18 (UTC)
From: [identity profile] tolyas83.livejournal.com
А русские вахтовые поселки будут?

Date: 2011-03-07 12:25 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
В Западной Сибири тысячи их есть некоторое количество...

(no subject)

From: [identity profile] tolyas83.livejournal.com - Date: 2011-03-07 12:45 (UTC) - Expand

From: [identity profile] evendym.livejournal.com - Date: 2011-03-09 09:40 (UTC) - Expand

From: [identity profile] ryzzaja.livejournal.com - Date: 2011-03-07 16:03 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evendym.livejournal.com - Date: 2011-03-09 09:41 (UTC) - Expand

Date: 2011-03-07 10:19 (UTC)
From: [identity profile] inkakris.livejournal.com
Клево)))

класс

Date: 2011-03-07 10:40 (UTC)
From: [identity profile] reineke.livejournal.com
да-да, теперь про Баренцбург для сравнения.

Date: 2011-03-07 12:25 (UTC)
спасибо
может и дозрею когда... там погода была сильно менее зрелищной.

Date: 2011-03-07 14:44 (UTC)
From: [identity profile] yunta-yulusimus.livejournal.com
Приветик вам. А в подземелье не было ощущения дискомфорта? Типа жути,тревоги, клаустрофобии?

Date: 2011-03-09 09:42 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
только когда машины мимо проезжали и приходилось вжиматься в стенку :)

Date: 2011-03-07 15:51 (UTC)
From: [identity profile] wedun77.livejournal.com
Интересный репортаж! Всегда интересовало как у них там по сранению с нами?
Гвозди из потолка очень знакомы на наших рудниках местами есть похожие.

Date: 2011-03-09 09:45 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
Спасибо! У них, как ни странно, довольно похоже, в Лонгьире вообще долгое время ловил себя на мысли, что я в Хибинах - тоже кругом плато, примерно той же относительной высоты, да и температура не сильно ниже, чем в Кировске. Только вот леса там нет никакого и нигде.
А если именно про шахты - в Кировске совсем другие, как мне показалось. Как по "архитектуре", так и по оборудованию. Я был на Центральном на экскурсии - в 99м году ещё.

(no subject)

From: [identity profile] wedun77.livejournal.com - Date: 2011-03-09 11:26 (UTC) - Expand

Date: 2011-03-07 16:14 (UTC)
From: [identity profile] ryzzaja.livejournal.com
Хорошо получилось!
Надо бы все-таки туда доехать летом...

Date: 2011-03-09 09:46 (UTC)
Таффайте-таффайте! кроме шуток

ОфТоп

From: [identity profile] ryzzaja.livejournal.com - Date: 2011-03-09 17:21 (UTC) - Expand

Date: 2011-03-07 21:42 (UTC)
From: [identity profile] ellome.livejournal.com
Безумная красота!!!

Date: 2011-03-09 09:46 (UTC)
Спасибо :)

Date: 2011-03-07 21:49 (UTC)
From: [identity profile] n-isar.livejournal.com
Мне твой Шпицберген тоже регулярно вспоминается, как родной) Вообще хороший повод для праздника - день показа солнца на шпцб

Date: 2011-03-09 09:47 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
Как поедешь в Норгию (а ты ведь наверняка поедешь когда-нибудь :) - почему бы и туда не заехать?

Date: 2011-03-08 12:12 (UTC)
From: [identity profile] panda-snapper.livejournal.com
Вот жеж время летит)
а ваще - клаустрофобично для меня

Date: 2011-03-09 09:48 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
Не, не клаустрофобично :) просторно, безопасно и необычно.

Date: 2011-03-09 20:55 (UTC)
From: [identity profile] timray.livejournal.com
Спасибо за интересный рассказ. От вида с перевала сносит крышу, очень красиво! В детстве, начитавшись фантастики, примерно таким же представлялся мне рельеф Титана. Кстати, горы похожи на Хибины/Ловозеры, они случаем не ровесники?

Date: 2011-03-09 22:10 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
В районе Лонгьира - действительно похожи, но геология там совсем разная, да и геоморфология отличается. С точки зрения геологии, что Хибины, что Ловозёры - крупные многофазные кольцевые интрузии (плутоны) нефелиновых сиенитов - то есть, пород, здорово отличающихся от вмещающих гранитоидов, гнейсов и сланцев. Про залегание в случае анализа рельефа Хибин/Ловозёр говорить, как правило, не приходится - породы в значительной степени массивные, элементы залегания видны в рельефе/микрорельефе очень редко. Шпицберген же в районе так называемого Центрального бассейна - область горизонтального или полого-моноклинального согласного залегания пачек осадочных пород возрастом от юры до неогена, среди которых, на границе меловых и палеогеновых толщ, согласно с ними залегает тот самый прослой угля. С точки зрения рельефа же, возле Лонгьира выделяется хорошо выраженная поверхность выравнивания на высотах 400 - 600 м, которая и образует внешне похожее на Хибины плато, но есть и второй ярус - торчащие над ней останцы высотой 1000м и выше (например, гора Норденшельда). Дальше от Лонгьира всё несколько сложнее, весьма широко распространены довольно острые гребни, к тому же, мощнейшее ледниковое выпахивание подъедает все ровные высокогорные участки. А насчёт возраста - в каком-то смысле ровесники, думаю, и Хибины/Ловозёры, и Свальбард обязаны своим нынешним рельефом неотектоническому этапу, но ему вообще чуть ли не все обязаны. Тектонически Шпицберген - это отколотый при спрединге (который, ЕМНИП, начался в неогене) северной части срединно-атлантического хребта наиболее северный кусок Гренландии.

(no subject)

From: [identity profile] timray.livejournal.com - Date: 2011-03-10 08:26 (UTC) - Expand

Date: 2011-03-12 12:53 (UTC)
From: [identity profile] norely.livejournal.com
как бело, снежно и морозно... завораживает )

Date: 2011-03-17 13:03 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
Спасибо :) да, пейзаж, мало на что похожий - всё белое и при этом не надоедает!

Date: 2011-03-18 06:46 (UTC)
From: [identity profile] dmitry-saparov.livejournal.com
Снежные пейзажи очень красивые! И рассказ интересный))

Date: 2011-03-18 13:06 (UTC)
From: [identity profile] evendym.livejournal.com
мерси! снежные пейзажи, надеюсь, когда-нибудь будут ещё - наснято тогда за 5 месяцев было немало, только вот никак не соберусь обработать как следует.

Date: 2011-03-25 10:10 (UTC)
From: [identity profile] m-budda.livejournal.com
На российских северах часто используется хорошее выражение "зацепило". В смысле, так, что внутри аж вздрогнуло всё. Я уже и забыла о нём. Сегодня начальнику показала Ваши путешествие, он сказал "Зацепило". Спасибо огромное.

Но я ещё и со шкурным вопросом: а как туда простому смертному попасть?

Date: 2011-03-25 12:27 (UTC)
Спасибо!

В Лонгьир (Longyearbyen) попасть довольно просто, туда каждый день летает самолёт из Тромсё. Кстати, там как раз сейчас в разгаре туристический сезон - уже светло и снег ещё не скис, можно ездить на снегоходах (летом перемещение на технике по земле вне дорог там запрещено, а дорог вне посёлка нет и строить тоже запрещено :). Нужна только норвежская виза, но даже и двукратная транзитная сгодится - сам Шпицберген безвизовая территория.

(no subject)

From: [identity profile] m-budda.livejournal.com - Date: 2011-03-25 12:58 (UTC) - Expand

From: [identity profile] evendym.livejournal.com - Date: 2011-03-25 13:25 (UTC) - Expand

From: [identity profile] m-budda.livejournal.com - Date: 2011-03-25 13:36 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evendym.livejournal.com - Date: 2011-03-25 13:51 (UTC) - Expand

From: [identity profile] m-budda.livejournal.com - Date: 2011-03-25 14:19 (UTC) - Expand

From: [identity profile] evendym.livejournal.com - Date: 2011-03-25 18:34 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] m-budda.livejournal.com - Date: 2011-03-25 19:27 (UTC) - Expand